Дальний поход

Стальная 17-метровая яхта, построенная верфью «Полярная звезда» из подмосковного Солнечногорска, была спущена на воду в мае 2011 года и успешно завершила первую навигацию. Можно делать выводы.

Маршрут:

Конаково — Иваньковское вдхр. — Дубна — Угличское вдхр. — Рыбинское вдхр. — река Шексна — Белое озеро — река Ковжа — Онежское озеро — река Свирь — Ладожское озеро — о.Валаам и обратно.

В июне этого года, начав эксплуатацию яхты, мы прошли от московского яхт-клуба «Крокус-Сити» до Твери и поняли: этого недостаточно, чтобы оценить все достоинства и недостатки «корабля». Тогда и было принято решение совершить дальний поход от Конаково (Тверская область) до острова
Валаам в Ладожском озере. Разработали маршрут, определили места стоянок. Подготовили лодку: залили полные танки (3300 литров топлива, 900 литров воды). Закупили провизию на четырех членов экипажа на месяц пути — благо объемы рундуков, холодильника и морозильной камеры позволяют все это разместить.


Капитан «Полярной звезды»
Владимир Макаров

Стартовали из Конаково 5 сентября. Погода стояла отличная — настоящее «бабье лето», и управлять лодкой с верхнего мостика было сплошным удовольствием. Двигатель работал исправно, судно превосходно слушалось руля. Невысокий расход топлива — 14 л/ч при средней скорости 7,5 узлов на 1600 об/мин. — позволял не беспокоиться о поисках ближайшей заправки. Воду расходовали, не особенно экономя, хотя посудомоечная машина очень выручала. Шли без геройства,
ночевали в заранее выбранных местах, так как ночью на воде ничего не видно, да и небезопасно. Хотя для такой водоизмещающей стальной яхты, идущей тихим ходом, препятствия типа плавающих в воде бревен (особенно на реке Ковжа) не страшны, наличие легкого ледового пояса добавляло спокойствия.

Читайте также  Корейская Международная выставка катеров и яхт 2010

Дошли до Череповца — движение
там на реке оживленное: танкеры,
сухогрузы… Шлюзы прошли
«на ура», повезло несказанно: нигде
не ждали более одного–двух часов,
хотя нас пугали очередями
и рассказывали сказки о потерянном
времени. Водой первый раз
заправились на озере Белом, затем
в Онеге и Ладоге. Использовали
фильтры: после них вода чистая
и вкусная, а чай получается
ароматнее.

Ночевали на якоре
в запланированных местах: осадка
1,2 метра позволяет стоять даже
в неглубоких бухтах. По утрам
иногда было туманно — на дворе
осень, но навигационные приборы
и рация не подводили. При входе
в шлюз № 6 (река Вытегра) отказали
подрульки. Шлюзоваться стало
сложнее, тем не менее мы решили
идти дальше: лодка управлялась
хорошо и особенных проблем
не возникало.

11 сентября вышли в Ладогу.
Погода «веселая»: встречный ветер
с порывами до 15–20 м/с, волны
высотой до 2,5 метров, но видимость
прекрасная и судно уверенно стоит
на курсе. Наконец показался остров
Валаам, величественный и суровый.
Сперва попытались встать в бухте,
где швартуются пассажирские суда,
но дно там каменное, якорь
не держит. Не стали рисковать
и перешли в Монастырскую бухту,
где и укрылись от непогоды.
Монастырь, как и много лет назад, красив, полным ходом идут реставрационные работы…

Усилился ветер, и служба МЧС
не рекомендовала выходить
из бухты. Три ночи мы пережидали
шторм. Погода окончательно
испортилась, шел дождь,
похолодало. Только нам на яхте
не холодно: в каждой из кают,
на миделе и в носу, где мы
разместились с комфортом,
установлен климат-контроль
с индивидуальным управлением.
Ну а вечером всей командой
в уютной кают-компании мы пили
чай и смотрели любимые фильмы
на DVD. Да и скучать на лодке
некогда: провели технический
осмотр узлов и агрегатов,
определили причину отказа
подруливающего устройства.
Съездили порыбачить: поймали
щуку и окушков, так что уха на обед
была вкуснейшая.

Читайте также  Путешествие из Москвы в Петербург и обратно

Вскоре, слава Богу, небо
прояснилось, стих ветер, и мы
решили дойти до Приозерска, чтобы
пополнить запасы свежего хлеба
и зелени, так как во время шторма
сообщение с Валаамом
прекращается и в местный магазин
продукты не доставляют. Да
и осенью, прямо скажем, на острове
людей остается мало — многие
возвращаются на материк.


Храм на острове Валаам

Утром 17 сентября легли
на обратный курс. Снова светило
солнышко, по прогнозу высота
ладожской волны не превышала
1,5 м. Ночевали в устье Свири. Очень
красивая река, с чистой водой
и замечательная в навигационном
отношении. Буи стоят грамотно, не так, что «мы поставили, а ты
этот кроссворд решай».
На следующий день в Вытегре
ожидали шлюзования почти
6 часов. Погода резко
ухудшилась, зарядил мелкий
противный дождик, окна в рубке
стали запотевать. Шесть шлюзов
мы прошли за… 16 часов и очень
устали.

Дальше было Белое озеро. Его
гидрография особенная: дно
ровное, глубина 4 м, поэтому
волна короткая и хлесткая, что
было важно для проверки
мореходности
и комфортабельности нашего судна. На Рыбинском водохранилище
попали еще в одну «тряску». Волна
здесь своя, а сама Рыбинка мелкая,
так что идти можно только
по фарватеру. К обеду раздуло: ветер
боковой, волны высотой до 2 м.
Но обошлись без синяков и шишек,
мебель и посуда тоже в целости
и сохранности.

Вот и родные берега! Поход
закончился, а впечатления от него
остались самые лучшие, хотя бывало
трудно. Лодка и команда полностью
справились с поставленной задачей.
Топлива хватило на весь маршрут:
высокую автономность
и независимость от небогатой
инфраструктуры (заправки) наших
акваторий проверили на себе.
Комфорт на борту для дальних и неторопливых путешествий заслуживает всяческих похвал. Если все сложится удачно, в следующем году пойдем на юг.